Thursday, September 6, 2007

Возможности применения элементов исламской экономической модели в Азербайджанской Республике

Фуад Алиев 2006

Возможности применения элементов исламской экономической модели в Азербайджанской Республике

В данной статье мы рассмотрим возможности применения исламской экономической модели в Азербайджане. Анализ теоретических основ исламской экономической системы и ее различных моделей показывает преимущественно гипотетический характер многих постулатов, многие из которых еще не были применены на практике и порой не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Ситуация в различных группах стран различается из-за факторов экономического, политического, географического, этнокультурного и пр. характера. Поэтому мы проанализировали также и особенности политической экономии пост-коммунистического переходного периода, через который до сих пор проходит и наша страна.

Возрождение Ислама в постсоветском Азербайджане
Распад Советского Союза значительно ускорил возрождение Ислама в бывших атеистических республиках. Поддержка Ислама большей частью населения, которая ещё к концу советского периода не принимала его, могла бы служить показателем определенной переисламизации общества (10).
Однако, почти во всех постсоветских мусульманских республиках и, особенно, в Азербайджане, Ислам все еще главным образом воспринимается как элемент национальной идентичности, в то время как исламские ценности и обычаи являются составным компонентом национальной культуры.
В течение первой декады переходного периода, согласно Мотике, от 4 % до 6 % населения Азербайджана можно было назвать "активными" верующими, что означает, что они повиновались различным нормам поведения Ислама; от 87 % до 92 % считали себя мусульманами, но выполняли только (довольно часто малую) часть религиозных предписаний. Однако только приблизительно 3 % называли себя атеистами (9). Проведенный в следующем году опрос показал, что около 20% респондентов исполняли (или старались исполнять) все заповеди Шариата (2). Так, например, 16,3% совершали обязательную молитву. В 2005 году в опросе “FAR Centre” около 20% заявили, что регулярно совершали молитву (4).
Другой важный фактор – это то, что Духовное управление мусульман Кавказа (ДУМК) в Баку было также наследником религиозной администрации, установленной вовремя царского периода и таким образом имело некоторую историческую закономерность в глазах населения даже в советские времена. Вероятно, более важно это то, что мусульмане Азербайджана в большинстве своем являются шиитами. В отличие от суннизма, официальная религиозная иерархия не чужда историческому развитию шиизма.
Азербайджан включает элементы «исламского возрождения», отличные от других регионов постсоветского пространства с большинством мусульманского населения. Здесь также были представлены радикальные движения вроде салафизма/ваххабизма, которые появились относительно позже и не смогли достигнуть такого прогресса, какого они имели в Средней Азии и на Северном Кавказе. Финансируемые из Ирана радикальные группы также пытались бросить вызов существующему статус-кво (6). Однако в отличие от других республик никто открыто не сопротивлялся идее светского государства. В то же самое время, исламские движения не были столь же слабы и непопулярны как в Казахстане и Туркменистане.
Что до отношений между правительством и Исламом, то, несмотря на принятие некоторых внешних атрибутов религии и сохранение их как части национальной идентичности, правительство все еще не готово увидеть значения «исламского возрождения» и приветствовать любую связанную с Исламом деятельность, над которой оно не имеет прямого контроля.
Постулаты исламской экономики могут быть полезны для экономики Азербайджана при умелом использовании в рамках государственной политики и поведения фирм и прочих субъектов экономической деятельности. То есть, они актуально как на макро, так и на микро уровне.
Однако может возникнуть вопрос о том, насколько азербайджанское общество в целом, и азербайджанская экономика и бизнес готовы к импликациям исламской экономической модели? Насколько применимы предлагаемые нами политические решения и проекты? Каковы возможности и затруднения существуют для претворения в жизнь теоретических и гипотетических конструкций?
Для того чтобы хотя бы частично ответить на эти вопросы ознакомимся с результатами проведенного в конце мая месяца сего года социологического опроса среди 200 деловых людей (1). Респонденты представляли менеджмент малых, средних и крупных предприятий из сферы промышленности, услуг и торговли, а также сельского хозяйства из Баку, Гянджи и Ленкорани, или же являлись индивидуальными предпринимателями. При отборе использовался метод кластерной выборки путем определения пропорциональных квот.
70,5% респондентов опроса были мужчины, а 29,5% женщины. С точки зрения семейного положения 79,5% респондентов состояли в браке, 16,5% не состояли и 4% - разведенные или овдовевшие. Что касается уровня образования участников опроса, то у 60% высшее, 20,5% неоконченное высшее, 15,5% среднее техническое, 3% среднее, а 1,0% или неоконченное высшее образование или же без образования. 98,5% бизнесменов участвовавших в опросе представились мусульманами, а 1,5% христианами.
Большое значение для нас имеет основной источник системы ценностей перечисленных бизнесменами. И так 40,0% этот источник видят в воспитании и образовании, 24,5% в религии, 24,5% в традициях, а 7,0% в общественном мнении и социальной среде. Остальные 3,5% выбрали вариант «другой», и как источник отметили такое абстрактное выражение как «правдивость».
В опросе требовалось отметить 5 основных ценностей входящих в систему ценностей респондентов. Этими ценностями оказались: 1) «уважение к старшим», 2) «любовь к родине и служба обществу» и «трудолюбие», 3) «мораль», 4) «дружелюбие», 5) «личное достоинство».
Следующий вопрос опроса состоял из оценки отрицательных качеств человека. Респондентом было предложено восемь качеств, а так же возможность выбора самим какого либо другого качества и распределить их по восьми бальной шкале. По средним подсчетам были получены следующие результаты: 1) безответственность; 2) непрофессионализм; 3) лень; 4) безверие; 5) безнравственность; 6) расточительство; 7) несправедливость; 8) жадность и 9) ложь (этот вариант не был указан в списке и из 200 человек всего 3 бизнесмена дополнительно отметили его). В данном вопросе был зафиксирован интересный факт. «Безнравственность» больше всех остальных перечисленных качеств была поставлена респондентами как на первое (26%), так и на последнее место (27%). Это говорит о том, что респонденты к безнравственности относятся абсолютно по-разному.
В следующем вопросе требовалось отнести эти качества к предпринимателям и оценить их. Цель этого вопроса состоит из того чтобы, выяснить есть ли различные понятия между спросом морали-этики по отношению к простому человеку и предпринимателю. В результате было выяснено, что особой разницы нет: 1) безответственность; 2) не профессиональность; 3) лень; 4) расточительство; 5) атеизм; 6) несправедливость;7) безнравственность; 8) жадность.
В следующем вопросе анкеты к респондентам обратились с просьбой «распределить по 6-бальной шкале основные принципы их повседневной деятельности». По средним подсчетам предложенные 6 вариантов распределены следующим образом: 1) дозволенность («халаллыг»); 2) благородство; 3) рациональность; 4) профессиональность; 5) прибыльность; 6) экономность.
Следующая группа вопросов была нацелена на выяснение степени взаимного доверия в азербайджанском бизнесе. Для этого участникам опроса был задан такой вопрос «было ли такое, что вам (предприятию) не вернули долг (кредит)?». 48,0% на вопрос ответили положительно, 47,5% отрицательно, 2,5% не могли вспомнить, а оставшиеся 2,0% отказались отвечать на этот вопрос. Следующий вопрос был связан с тем, было ли такое, что они сами взяли в долг (кредит) и не вернули его. Здесь 56,5% выбрали вариант «нет», 36,5% - «да».
Что касается отношения бизнесменов к не выплате налогов и «двойной бухгалтерии», надо отметить, что 43,5% к этому относятся отрицательно и не принимают ни каких оправданий; 24,5% относятся отрицательно, но с пониманием, и 15,0% принимают это как должное, в доказательство тому приводят довод о том, что другого пути просто нет. Определенный процент (17,0%) выбрали вариант «не знаю» и фактически избежали ответа на этот вопрос. Гянджинские бизнесмены оказались убедительными противниками «двойной бухгалтерии» и невыплаты налогов, так как 70% из них выбрали вариант- «это очень плохо и этому нет оправдания». И это отличается от показателей других регионов.
Когда задали вопрос «готовы ли вы взять взятку чтоб решить свои проблемы?», то почти половина респондентов (51,5%) однозначно ответили отрицательно, а 30% положительно. Остальные 9,5% ответили, что не знают, а 9% решили не отвечать на этот вопрос.
На вопрос «если б у вас была возможность, хотели бы вы притеснить всех своих конкурентов и стать на рынке монополистом?» 82,0% респондентов ответили отрицательно, 12,0 положительно, 2,5% затруднились ответить, и 3,5% отказались отвечать на этот вопрос. Желание стать монополистом в Ленкаране относительно других регионов намного меньше (4,0%).
Наряду с вопросами, которые нас интересуют, так же предполагалось изучить осведомленность бизнесменов о кодексе этики и их отношении к нему. Как не странно, большинство участников опроса (42,5%) знакомы с таким понятием как «кодекс этики» и применяют его, 22,5% признались, что, не смотря на то, что знакомы с ним, в их фирме такого кодекса нет. А 35% респондентов сказали, что вообще не знакомы с таким понятием как «кодекс этики». В Баку и Гяндже половина респондентов знакомы с «кодексом этики» и даже применяют его. В Ленкаране этот показатель на уровне всего лишь 28%. С точки зрения размера предприятий, крупномасштабные предприятия больше знакомы с кодексом этики - 79,0% и применяют его - 68,4%.
По мнению респондентов, бизнесмены очень мало основываются на мораль (40,5%), достаточно основываются (38,5%), не основываются (13,5%) или же существенно основываются (7,5%). Следующий похожий вопрос был таким: «Как вы считаете, связана ли глубина сегодняшних социально-экономических проблем в Азербайджане с ролью этики (и религии) в нашем обществе?». По мнению большинства (38,5%) слабость этики углубляет эти проблемы. 31,5% считают, что между этикой (религией) и проблемами общества нет никакой связи. В то же время, по мнению 28,0% респондентов следование нормам этики мешает решению этих проблем. Остальные 32,0% затруднились ответить на этот вопрос.
С первого взгляда можно прийти к такому мнению, что бизнесмены с вопросами связанными с этикой придерживаются различных и очень часто противоречивых мнений, т.е. между ними общего очень мало. Следующее объяснение может быть таким - они очень мало или вообще не думают об это. Именно по этому в их мнениях есть очень много противоречий.
Во время опроса предпринимателям был задан вопрос «насколько они религиозны?». 72% респондентов ответили, что они «умеренно религиозные», 14,0% «очень религиозные», 12,5% «сомневающиеся», 1,5% «не верующие». Те, кто себя считают очень религиозными, были из Ленкарана (26,0%), умеренно-верующими (78,0%) в Баку и Ленкаране (72,0%). Сомневающиеся в основном были деловые люди из Гянджи (30,0%).
На вопрос «какую роль играет религия в вашей повседневной деятельности?» 47,5% респондентов ответили «среднюю», 25,0% «очень важную роль», 22,5% «малую» и только 5,0% на этот вопрос ответили, что «бизнес одно, Аллах другое» (“Аlver ayrı, Allah ayrı”).
На вопрос «читаете ли вы священные книги (к примеру, Коран) или религиозную литературу?» были получены следующие ответы: 30,0% - не читаю, 26,5% - иногда, 21,5% - очень редко, 14,5% - периодически и 7,5% - очень часто. Как не странно, но в Ленкаране среди респондентов не нашлось человека, кто бы часто читал Коран или же религиозную литературу. Так вышло, что 42% респондентов вообще такие книги не читают (в Гяндже 40%, в Баку 19%). А это дает нам основание считать, что Бакинские бизнесмены больше всех интересуются Кораном и религиозной литературой.
Следующий вопрос, заданный предпринимателям был таким, «знаете ли вы Келмеи-шехадет?». 63,5% респондентов ответили, что знают. Остальные 27% - не знают, 8,5% - забыл или не помню, и 1%- не ответили на этот вопрос. Относительность знания «Келмеи-шехадета» в зависимости от региона меняется. И так в Баку 59% респондентов, в Гяндже - 64% и Ленкаране - 72% ответили, что знают его.
На вопрос «совершаете ли Вы намаз?» были получены следующие ответы: ответы «не совершаю, но хочу» и «не совершаю и не собираюсь» набрали по 42,5% от общего количества респондентов, 11% - каждый день, 4% - нерегулярно. 45,5% ленкаранских бизнесменов на этот вопрос ответили положительно. В Баку и Гяндже только 8% респондентов регулярно совершают намаз.
Следующее, что спросили у респондентов это «совершали ли вы паломничество хадж?». Ответы: 41,5% - нет, но в будущем хотелось бы; 37% - нет; 13,5% - я об этом пока не думал; 5% - не считаю это важным; и 3% - да. Несмотря на то, что соответственно своим ответам гянджинские деловые люди оказались самыми нерелигиозными, больше всех они дали на этот вопрос положительный ответ (6%). А в Ленкаране не было получено ни одного положительного ответа.
Следующий вопрос, заданный предпринимателям был следующим: «как вы смотрите на применение норм шариата?». Ответы, полученные на этот вопрос достаточно неожиданны и парадоксальны: 30% - в целом должен применятся; 25,5% - частично (в том числе и в сфере бизнеса); 21%- частично (исключая сферу бизнеса); 19% - не знаю; 4,5% - нет. 60% ленкаранцев оказались сторонниками применения норм шариата в целом, а это многозначительный показатель. Эти ответы созвучны с ответами полученными организацией “FAR Centre” во время опроса среди различных слоев населения по всей республике (4).
На вопрос «Смогли бы вы работать с человеком, у которого вероисповедание отличается от вашего (или атеистом)?». 60,5% участников опроса ответили –да, никаких проблем нет; 18,5% -нет; 11,5% - наверное, при определенных обстоятельствах; 7,5% -наверное, нет; и 2% -дали ответ не знаю.
На вопрос «ходите ли вы в мечеть (церковь, синагогу)?» респонденты ответили так: 47%- очень мало (в год 10 раз и меньше); 23,5% - не хожу; 19,5% - иногда (1-2 раза в месяц) и 10% - периодически. Но самое интересное то, что тех, кто вообще не ходят в мечеть больше опять же в Гяндже (40%).
На вопрос «участвуете ли вы в религиозных мероприятиях (церемониях)?» были получены такие ответы: 52,5%- в некоторых; 31,5% - ни в каких; 16,0% -во всех. Больше всех религиозными церемониями интересуются бизнесмены из Ленкарана, а меньше всех из Баку. 28,0% ленкаранцев участвуют во всех церемониях, а 62,0% в некоторых, в то время как в Баку этот показатель равен 8% и 51% соответственно.
Интересны и полученные ответы на вопрос «берете или даете ли вы проценты от долга?»: 58% - нет, это харам; 27% - нет, но это вполне нормально; 11% - да, мне пришлось и 4%- да, это естественно.
Будучи спрошены о том, осведомлены ли онио беспроцентных кредитах и других исламских экономических принципах и практике (официальная оплата зякята, партнерство), респонденты ответили следующим образом: 42% из них ответили - вообще ни чего об этом не знаю; 41,5% - да; 16,5% - очень мало. На вопрос же «Как вы считаете, есть ли потребность в применении этой практики и принципов в Азербайджане?» были получены следующие ответы: 58,8% - да; 11% - нет и 30,5%- не знаю. Следующий вопрос, связанный с этим же вопросом такой «насколько реально осуществление этих принципов и практики в Азербайджане?». Ответы: 40,5% - не реально; 24,5% - реально; 35% -не знаю.
В связи с этим следует упомянуть результаты другого исследования, проведенного НПО «Аран» среди населения Барды, Горанбоя, Агдама, Мингечевира, Тартара и Евлаха на тему возможностей доступа к финансовым средствам (7). Исследование показало, что неофициальные, ростовщические кредиты широко распространены среди бедных слоев населения. Данные кредиты отличаются высокими процентными ставками (10-15% в месяц), отсутствием залога, срочностью и пр. Данные виды кредиты создают условия для эксплуатации заемщиков.
Во время опроса был задан такой вопрос «какое значение имеет для вас быть верующим (мусульманином)? (выберете самые главные для вас 5 вариантов)». На основе ответов респондентов было получено следующее перечисление: 1) «вера в Аллаха и его пророков», 2) «искренность и справедливость», 3) «не лгать и не обманывать», 4) «не притеснять», 5) «учиться и работать».
Как видно из результатов опроса, ответы деловых людей носят противоречивый характер, порой полностью отвергая друг друга. Конечно, нельзя делать далеко идущие выводы на основе опроса 200 респондентов из трех основных регионов страны, однако, тем не менее, тот факт, что нам удалось пропорциональной репрезентативности, что позволяет верить в то, что результаты в целом отражают существующие настроения азербайджанских бизнесменов.
На основе анализа вышеприведенных эмпирических данных можно прийти к следующим выводам:
В последние пятнадцать лет в массовом мышлении и поведении населения произошли большие изменения; т.е. после крушения коммунистической идеологии и административно-командной системы, в массовом сознании образовалась пустота и произошла деградация универсальных ценностей.
Как культура личности, так и рыночные институты пока не в состоянии выполнять интегрирующую функцию в современном азербайджанском обществе.
С каждым днем все больше людей проявляют интерес к религии и становятся ее последователями, но мышление современных верующих противоречиво.
Мотивы, ценности и система интересов деловых людей далеки от этических и религиозных принципов.
На мотивацию бизнесменов влияют многочисленные факторы, т.е. нынешнее положение, рыночная экономика и слабые институты гражданских обществ портят их поведение.
Религия занимает важное место в коллективном подсознании, но не проявляется в повседневной жизни.
В стране существует проблема взаимного доверия, и это отрицательно влияет на социально-экономическое развитие.
Среди бизнесменов появилась потребность на получение новой, неискаженной, объективной, специализированной информации об этике, культуре и религии, но эта потребность часто не осознается и не удовлетворяется полностью, а получаемые знания носят случайный характер
Слабая работа и низкий уровень влияния в этом направлении местных образовательных и религиозных организаций и деятелей сопутствуют существующему положению.
Бизнесмены не сформировались как единый общественный класс с собственной идеологией, что тоже отрицательно влияет на укрепление предпринимательства и экономическое развитие страны.

С учетом всего вышесказанного можно прийти к выводу о большом потенциале Ислама как системы ценностей и инструментов государственной политики для решения социально-экономических проблем страны.

Проблемы, задачи и политические рекомендации
Перед тем как дать предложения и рекомендации связанные с решением проблем, было бы целесообразно систематизировать исходящие из этих проблем и стоящие перед государством и обществом задачи. Эти задачи можно систематизировать, как показано на Схеме 1.
Как видно из схемы, задачи систематизированы как на индивидуальном, так и институциональном уровне. Первым делом, надо отметить, что для каждого предусмотренного ниже мероприятия важно участие гражданского общества, т.е. неправительственных организаций, профессиональных объединений и религиозных организаций.

Устранение проблемы монополизма и дружеского капитализма, защита свободной конкуренции
Поощрение предприятий соблюдающие правила этики и свободной конкуренции, применение налоговых льгот средствам, потраченным на благотворительность и финансирование социальных проектов.

Применение исламской экономической практики, которая усиливает взаимное доверие

Усиление роли ценностей и принципов исламской экономики
Проведение разработанных и подготовленных на профессиональном уровне целенаправленных пропагандно-агтационных компаний
Поддержка и поощрение создания отраслевых ассоциаций, и усиление их потенциала

Применение кодексов профессионального поведения и этики на уровне учреждений и секторов

Обучение основам религии, для развития и укрепления нашей страны печать и издание религиозных книг, пропагандирующие ценности, мораль и социальную ответственность.

Схема 1
Совершенствование существующего законодательства и усиление его применения

Институциональные
Индивидуальные




На индивидуальном уровне задачи могут осуществляться посредством различных мероприятий и проектов:

Проведение разработанных и подготовленных на профессиональном уровне целенаправленных агитационных компаний.
В первую очередь, речь идет о так называемой социальной рекламе. В этом направлении уже были предприняты определенные попытки. Центр Экономических Реформ при Министерстве Экономического Развития, Общество Маркетинга Азербайджан, «Новое Поколение Экономистов», «Транспаренси Азербайджан», Фонд поддержки и развития предпринимательства и др. организации выступали с определенными инициативами. К сожалению, большинство этих проектов не осуществились так как ни государственный бюджет, ни частный сектор, ни донорские организации их не поддержали.

Поддержка создания отраслевых ассоциаций и усиление их потенциала.
Здесь, конечно же, государственные организации (в первую очередь, Министерство Экономического Развития) должны подготовить определенную политику в этом направлении и систематизировано ее осуществлять. Создание таких ассоциаций, поддержка, проведение соответствующих курсов должны проводиться в рамках государственной политики. В данное время, несмотря на то, что в этом направлении проводятся определенные работы нужный эффект еще не получен. Государственные программы по «Сокращению бедности и экономическому развитию», «Социально-экономическому развитию регионов» и пр. отражают такого рода поддержку.

Применение кодексов профессионального поведения и этики на уровне учреждений и секторов.
Как и во всем мире, организации в Азербайджане добровольно должны принять и соблюдать кодексы этики. Наше исследование показало, что для этого есть основания, так как есть неписанные правила, только лишь требуется получить официальное разрешение, совершенствовать и систематизировать их (1). В этом направлении были уже предприняты определенные инициативы.
Надо отметить, что если удастся достигнуть как первую, так и вторую вышеописанные задачи, то в осуществлении этой задачи потребность увеличится, так как целевые группы будут более осведомленны и заинтересованы. Также надо осуществить перевод, печать и издание книг и учебных пособий по этой тематике.

Обучение основам религии, для развития и укрепления нашей страны, печать и издание религиозных книг, пропагандирующие исламские ценности, мораль и социальную ответственность.
Было бы целесообразно применить на практике в средних школах предмет «Основы религии». Однако большое значение имеет подготовка педагогов и, принимая во внимание то, что эта тема крайне принципиальна, к их выбору надо относиться серьезно. В этой связи может быть использован турецкий и малазийский опыт, где Ислам составляет часть национальной идеи и способствует общественным интересам. Для этого необходимо перевести, написать и распространить различные книги и материалы, подготовить печатные материалы, теле и радиопередачи, снять художественные фильмы, пропагандирующие мораль и этику. Подготовка специальных информационных буклетов и книг для бизнесменов и государственных чиновников, где будут представлены отрывки из священных книг и хадисов, а также мысли великих ученных Ислама, касающиеся бизнеса и регулирования экономики. Эту работу должны выполнять как соответствующие правительственные, так и неправительственные организации.

На институциональном уровне поставленные задачи могут осуществляться посредством различных мероприятий и проектов:

Устранение проблемы монополизма и «дружеского капитализма», защита свободной конкуренции
Строительство экономической модели в соответствии с ценностями Ислама подразумевает также борьбу с монополизмом и кронизмом. Работы над мероприятиями на государственном уровне по проблеме монополизма и «дружеского капитализма» должны осуществляться более интенсивно и обдуманно. По нашему мнению, Департамент антимонопольной политики МЭР - это организационная структура, которая обладает потенциалом государственного регулирования и контроля за добросовестной конкуренцией на внутреннем рынке. В тоже время, Департамент развития предпринимательства МЭР должен продолжить работу над улучшением, фиксированием и быстрым разрешением проблем предпринимателей, исходящих из своевольства чиновников и дружеского капитализма (особенно, в регионах).
Конечно же, все это, в общем, должно осуществляться в рамках институциональных реформ. Институциональные реформы в Азербайджане в связи с переходом на рыночную экономику связанны с определением роли государства заново. Определение роли государства в меняющейся экономической среде, а также наличие точного и отчетливого разделения между регулятивными и коммерческими функциями, повышение профессионализма и прозрачности в системе государственного регулирования, развитие децентрализации и саморегулирования, проведения реформ в судебно-правовой системе, мероприятия по борьбе с коррупцией на всех уровнях являются стратегическими целями институциональных реформ. Следующее, не менее важное направление институциональных реформ – это улучшение структуры и повышение эффективности государственного регулирования.

Совершенствование существующего законодательства и усиление его применения.
Изменения в законодательстве должны быть направлены на ослабление «силы» чиновников и обеспечение прозрачности. В тоже время, надо убрать пустоты, имеющиеся в законодательстве и увеличить число нормативных актов и комментариев (например, в развитых странах обычно объем комментариев Налогового Кодекса, Гражданского Кодекса и др. намного превышает объем текстов правовых актов). Надо ликвидировать пустоты в таких сферах как лицензирование, регистрация, оплата налогов и пошлин, чтобы не появились соответствующие условия для коррупции и несправедливости.
Надо отметить, что в разрешении этих проблем большую роль сыграют внедрение новых информационных технологий, «электронификации» управления и распространение такого понятия как «электронное правительство».

Применение cоотвествующих элементов исламской экономической практики для усиления взаимного доверия и сокращения бедности
Исламская экономическая практика может осуществляться в различных вышеперечисленных формах, Таким образом, укрепляющее взаимное доверие и служащее для развития социального капитала исламское финансирование и формы формирования бизнеса должны быть кстати. Согласно исламской экономической модели между реальным и финансовым сектором должны быть различия и в то же время между ними должна быть тесная связь. И поэтому некоторые ее формы финансирования совпадают с формами формирования бизнеса.
Однако, основная трудность в том, что НБА и прочие регулятивные органы к этому не готовы и не принята соответствующая правовая база. Для начала исламские принципы можно начать применять посредством кредитных союзов и страховых кооперативов, соответствующих текущему законодательству. Эта практика удачно применяется в Боснии-Герцоговины (8). Однако и здесь необходимо законодательное расширение сферы деятельности кредитных союзов (привлечение депозитов, страхование, лизинг и пр.) с целью усиления их роли и использования их потенциала, чего на данный момент не хватает.
Другим источником исламского финансирования могут стать вакфы. Хотя вакфы играли огромную роль в истории страны, политика царской России, а затем и СССР практически уничтожили их институциональные основы. Осознавая важность вакфов, правительство АДР, несмотря на прочие важные проблемы, пыталось наладить институт вакфов и создать институционально-правовую базу для его функционирования, в первую очередь путем определения собственности мечетей и мест поклонения (3, с. 138).
Финансовой основой для участия вакфов в социально-экономическом развитии могут служить известные в стране места поклонения (пиры), где накапливаются неконтролируемые денежные средства, целевая направленность расходования которых очень часто остается загадкой. Превратив эти места в благотворительные фонды, которые вкупе с финансированием социальных проектов будут выдавать беспроцентные микрокредиты может внести вклад в развитие регионов и местных общин. Это так же приведет к более правильному и цивилизованному сбору и управлению пожертвованиями. Помощь государства может состоять из поддержки инициативы, создания правовой базы относительно вакфов, привлечения к этим процессам ИБР и других исламских финансовых и гуманитарных институтов. Тем более что при ИБР ведутся постоянные работы по развитию вакфов и усилению их роли в сокращении с бедностью во всем мире (5).
В принципе, наиболее реальным и эффективным было бы объединение двух последних предложений – создания вакфов как благотворительных фондов на основе известных мест поклонения и превращение их в микрофинансовые НПО по типу кредитных союзов, выдающие беспроцентные кредиты на основе принципа бай муаджал и лизинга членам общины.
В любом случае, все вышеописанные инициативы требуют принятия новых и усовершенствования существующего законодательства. Необходимо чтобы работа в данном направлении началась, а бизнес и НПО познакомились с альтернативными методами финансирования, эффективно работающими в мире и основанными на исламских ценностях. Исследования показывают, что роль исламских финансовых институтов в морально-религиозном просвещении населения велика (8).
Внедрение вышеописанных принципов можно связать с существующими государственными программами по сокращению бедности, социально-экономическому развитию регионов (в т.ч. Бакинских деревень), поддержке предпринимательства и пр. В первую очередь, необходимо создать правовую базу, проинформировать и просветить все заинтересованные стороны и провести пилотные проекты. Например, в одной из Бакинских деревень, которые отличаются высокой религиозностью и общинностью, и имеют известные пиры на своей территории.

Поощрение предприятий, соблюдающих правила этики и свободной конкуренции, применение налоговых льгот средствам, потраченным на благотворительность и финансирование социальных проектов
Здесь имеются в виду мероприятия и проекты со стороны как неправительственных, так и правительственных организаций. Главная цель воспитать чувство социальной ответственности среди бизнесменов. Для этого для организаций и предпринимателей, занимающихся благотворительностью и соблюдающих законы и правила этики предусмотрены различные награды, премии и т.д. Соответствующие государственные организации, контактирующие с предпринимателями должны выдавать такие награды и постоянно должны общаться с предпринимателями.
Следующая мера может осуществляться посредством налоговой системы. Здесь предусматривается такой механизм, согласно которому средства идущие на благотворительность не подлежали налогам или же определенный процент (обычно 2-2.5%) уплачиваемого налога от доходов или выгод от лица плотильщика налога адресовался неправительственным организациям и религиозным общинам (применяется во многих европейских странах). В настоящее время налоговое законодательство нашей страны не предусматривает таких льгот, но хорошо обдуманные мероприятия в этом направлении побудят и обязуют предпринимателей к социальной ответственности.


ИДЕОЛОГИЯ


ИНТЕРЕСЫ


ИНСТИТУТЫ


РЕФОРМЫ
Схема 2. Модель «Трех И»
Последовательное осуществление вышеуказанных политических мероприятий приведет к одновременному воздействию на общество путем «трех И»: идеологии, институтов, интересов (см. Схема 2). Идеология создает идейно-культурную основу для новой системы, институты создают саму систему, а роль интересов заключается в том, чтобы основные действующие лица были заинтересованы именно в этой системе, а не в какой-либо другой. Все «три И» в комбинации ведут к зарождению, укреплению и развитию новой этической парадигмы, а та в свою очередь, воздействует на процесс реформ, который, в свою очередь, влияет на генезис «трех И».

Использованная литература

1. Əliyev F.B. Azərbaycanın iş adamlarının iqtisadi davranışında etikanın rolu. Avrasiya Fondunun Qafqaz Tədqiqat Resurs Mərkəzi və Nyu-York Karneqi Korporasiyasının müştərək layihəsi çərçivəsində hazırlanmış hesabat. Bakı 2005
2. Fərədov, T.L. Dini düşüncənin xüsusiyyətləri və müasir mərhələdə Azərbaycan əhalisinin davranışı. // Dirçəliş XXI Əsr, No. 50 Bakı Aprel 2002
3. Hüseynli, R.S Azərbaycan ruhaniliyi, Kür, Bakı 2002
4. Баяндурлу И. Большинство населения Азербайджана верит в ад и рай. // Зеркало, №28. 12.02.2005
5. Ahmed H. Role of Zakah and Awgaf in Poverty Alleviation. Occasional Paper No. 8 Islamic Development Bank. Jeddah, Saudi Arabia 2004
6. Aliyev F. Framing Perceptions of Islam and the ‘Islamic Revival’ in the Post-Soviet Countries. // Journal for the Study of Religions and Ideologies, No. 7. Spring 2004, Romania
7. Credits Accessible to the Population in the Central Region and Their Comparative Analysis. Report by HRDO “Aran” for “Oxfam GB”. Barda 2004
8. Kovacevic A. The Role of Financial Reforms and Islamic Banking towards Economic Recovery of Bosnia and Herzegovina. // Kulliyyah of Economic and Management Sciences. International Islamic University, Malaysia
9. Motika R. Islam in Post-Soviet Azerbaijan. // Archives De Sciences Sociales Des Religions http://www.ehess.fr/centres/ceifr/assr/Sommaire_115.htm. 2001
10. Ro’i Y. Islam in the CIS: A Threat to Stability? // Central Asian and Caucasian Prospects, RIIA 2001

1 comment:

Anonymous said...

"Benjamin Briel Lee hər zaman çox peşəkar idi, baş verən hər şeydən xəbərdar olurdu. Əgər suallarım varsa cavab verməyə həmişə hazır olardım. Bu mənim ilk ev alışım idi, kredit prosesi haqqında çox məlumatım yox idi, o suallarımı anlamağı çox asanlaşdırdı. Onunla işləmək çox xoşuma gəldi. "
Hər hansı bir layihəni maliyyələşdirmək və ya hər hansı bir məbləği çox aşağı faizlə borc vermək istəyən bir qrup investorla işləyən bir kredit mütəxəssisi. Əlaqə Benjamin Briel Lee E-Mail: Lfdsloans@outlook.com Whats-App nömrəsi: + 1-989 -394-3740.