Ф.Алиев
«Исламское возрождение в Азербайджане: опасность или шанс?» 2007
Крах Советского Союза значительно ускорил «исламское возрождение» в бывших атеистических республиках. Этот процесс может обладать политическими последствиями в силу ухудшения социально-экономической ситуации и усиливающегося чувства беспомощности и разочарования в обществе. Вопрос в том, кто формирует восприятие Ислама среди верующих, и какой Ислам будет считаться «истинным»?
Особенность Азербайджана в том, что Ислам все еще воспринимается как элемент национальной идентичности, а исламские ценности и обычаи являются составной частью национальной культуры, когда понятие «мусульманин» совпадает с понятием «азербайджанец». Другим важным фактором является то, что Духовное управление мусульман Кавказа (ДУМК) в Баку являлось правопреемницей религиозной администрации, учрежденной еще в царское время, а потому обладавшей определенной исторической легитимностью среди населения даже в советские времена. Важно и то, что мусульмане Азербайджана в большинстве своем шиитское, где в отличие от суннизма формальная религиозная иерархия не является чуждой. Таким образом, функционирование официальных институтов, регулирующих религиозную жизнь, может рассматриваться как составная часть шиитского наследия Азербайджана.
Азербайджан обладает также элементами «исламского возрождения», характерными для других регионов постсоветского пространства. Здесь были и салафитские, и даже ваххабисткие движения, которые однако не смогли добиться такого прогресса, как в Центральной Азии и Северном Кавказе. Малочисленные проиранские группы также пытались бросить вызов существующему статус-кво. Но и это уже в прошлом. В отличие от других республик никто открыто и радикально не противостоял идее светского государства.
Что касается отношений правительства и Ислама, несмотря на принятие некоторых внешних атрибутов религии и ее защиту как части национальной идентичности, первое еще не готово видеть последствия «исламского возрождения» и приветствовать какую-либо деятельность, связанную с Исламом, над которой оно не имеет прямого контроля. На данный момент Ислам не играет значительной роли в политической жизни Азербайджана, хотя исламская риторика увеличивается с каждым днем.
Контроль осуществляется посредством ДУМК и Госкомитета по работе с религиозными организациями (ГКРРО). ДУМК является единственным среди аналогичных институтов в других республиках, выжившим и получившим развитие после горбачевских реформ и краха СССР. ГКРРО все еще не смог перерости из контролирующе-карательного органа в центр формирования и последовательного осуществления продуманной государственной политики.
В конце 90-х годов прошлого века около 4-6% населения могли называться «активными» верующими, что означает, что они следовали различным правилам поведения в соответствии с Исламом; 87-92% считали себя мусульманами, но следовали лишь части (как правило, очень малой) религиозных предписаний. Ситуация изменилась с годами. Последние опросы доказывают рост интереса к Исламу и увеличения сегмента верующих людей. Несмотря на это на данный момент можно сказать что в среднем около 15% населения Азербайджана является «активными» верующими. Интересным является то, что согласно опросам, большинство не практикующих мусульман собираются начать следовать предписаниям религии в ближайшем будущем. Печально, но большинство активных верующих (как и всего населения) мало читает. Почти половина респондентов одного опроса призналась что ни разу не читали Коран. Это значит, что их ознакомление с религией происходит с чьих-то слов, по традиции или как дань моде.
Как реагировать на процесс «исламского возрождения»? Существует ли опасность для светского государства? Должно ли общество и правительство бояться Ислама и попытаться дать отпор? Последние события в мире говорят о том, что это как раз то, что некоторые безуспешно пытаются сделать.
В случае Азербайджана, в стране все еще преобладает мирная и толерантная версия Ислама. Этот фактор надо учитывать и использовать потенциал «Исламского возрождения» в целях развития страны. Как? Политика включения Ислама жизненно важна для успешного взаимодействия с этой религией до маргинализации и дальнейшей радикализации исламских возрожденческих движений и групп. Включение Ислама и основных ведущих сил этого «возрождения» в политико-экономическую жизнь страны и гражданское общество не подразумевает создания каких-либо преференций для религии и религиозных деятелей. В список мер можно включить поправки к законодательству, отменяющие дискриминацию по отношению к верующим и обеспечивающие их полное участие в общественной, политической и экономической жизни страны. Разработка и принятие законодательства о вакфах (благотворительных фондах основанных на базе собственности религиозных общин) тоже было бы к месту. Это поможет определить собственность религиозных общин и, например, преобразовать существующие «пиры» в цивилизованные и прозрачные благотворительные фонды. Таким образом, уменьшится и зависимость религиозных общин от финансирования из-за рубежа.
Структурные изменения и усиление потенциала ГКРРО и ДУМК тоже жизненно важно. Если первое в последнее время больше походило на карающий институт, занимающийся больше борьбой с «неугодными» общинами и сектами, то последнее в нынешнем его виде представляет собой реликт советской эпохи и не соответствует ни традиционной исламской, ни светской организационной структуре.
ГКРРО мог бы более активно заниматься мониторингом и анализом существующей религиозной обстановки и рынка рилигиозной литературы, гототвить соответствующие аналитические справки. Однако самое главное он должен уделять как можно больше внимания пропаганде веротерпимости, просветительству и продвижению религиозной составляющей идеологии государства. ДУМК, в свою очередь, было бы не плохо трансформировать в консультативный орган, включающий различные мусульманские общины, объединяющий, координирующий совметсную деятельность и защишающий права разнообразных мусульманских общин.
Пправительство могло бы включить различные институты исламской социально-экономической модели в свои существующие и будущие программы. Хорошы бы наладить преподование основ религии в школах для того, чтобы удовлетворить растущий спрос подрастающего поколения на знание религии и формировать их восприятие Ислама в пику какой-либо радикальной религиозной идеологии.
Включение Ислама в социально-экономическую жизнь страны это не нечто такое, чего надо бояться, в отличие от возможной маргинализации и радикализации религиозных групп благодаря непродуманной политики «светского фундаментализма».
Thursday, September 6, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment