Фуад Алиев 2006
Исламская экономическая модель и проблема сокращения бедности
Сокращение бедности является краеугольным камнем исламской модели экономики, в то же время, представляя собой одну из основных задач экономической политики в переходных и развивающихся странах. В связи с этим, есть необходимость в детальном рассмотрении «исламского подхода» к сокращению бедности.
Для начала «разберемся» с понятием «бедность». Определение и измерение бедности сопряжено с рядом трудностей. Единого определения или методологии измерения бедности, позволяющего сравнивать бедность в разных странах не существует. Мартин Рейн (1970, с. 46) определил три широкие концепции бедности: прожиточный минимум, неравенство и внешний эффект.
Прожиточный минимум связан минимумом обеспеченности продуктами, необходимыми для поддержания здоровья и работоспособности. Неравенство связано с относительным положением различных групп доходов по отношению друг к другу. Таким образом, бедность должна рассматриваться в контексте всего общества в целом без изолирования бедноты и фокусирования лишь на их поведении. Необходимо также понять поведение остальных слоев населения, и в первую очередь, богатых, а также поведение более богатых стран по отношению к исследуемой (Сирагельдин 2002).
Внешний эффект связан больше с социальными последствиями бедности для всех прочих слоев населения, нежели с нуждами малоимущих. Наиболее распространенным методом является многомерный индекс бедности (МИБ) основанный на состоянии здоровья, знаниях, экономической обеспеченности и социальной вовлеченности. Несмотря на одинаковые измерения, для развитых и развивающихся стран существуют отдельные индексы. Например, экономическая обеспеченность в развитых странах измерялась уровнем доходов, в то время как в развивающихся странах измерялся уровень государственного обеспечения. Таким образом, бедность не может рассматриваться в изоляции от социально-экономической среды и политической системы.
Если доход домохозяйства ниже расходов, всходящих в прожиточный минимум, то оно относится к разряду бедных. Статьи доходов домохозяйства определяются отношениями собственности и институциональным устройством общества (Сен 1986). Статьи доходов домохозяйств можно классифицировать на доходы от торговли и услуг (Et); 2) доходы от производства (Ep); 3) Доходы от собственного труда (El); 4) доходы от государственных трансфертов (Eg); 5) доходы от благотворительных социальных трансфертов (Ec); 6) доходы от ренты (Er). Таким образом, доход домохозяйства можно представить в виде следующей формулы:
I = Et + Ep + El + Eg + Ec + Er (1)
Доход предела бедности, I0, это доход равный стоимости прожиточного минимума. Минимальная цель любой политики сокращения бедности заключается в сокращении количества домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума (т.е. I < I0). Таким образом, при прочих равных условиях, рост хотя бы одной статьи дохода Е будет служить этой цели.
Существует два основных типа бедности: временная и хроническая. Временная бедность наступает в результате потери работы или бизнеса, плохого урожая, или добровольной миграции в связи с поиском лучших условий жизни. Люди в этой ситуации временно попадают в состояние бедности, но ожидают улучшения. То же самое относится к людям, которые жертвуют сегодняшним потреблением ради инвестирования в свое образование и обучение. Вполне возможно, что данные ожидания не оправдываются; в результате чего физический и человеческий капитал изнашивается до такой степени, что существующий потенциал не в состоянии его компенсировать, а отрицательные эффекты износа переносятся на следующие поколения в виде ухудшения здоровья, уровня образования и пр. В этом случае происходит переход от временного к хроническому состоянию бедности. Увеличение случаев такого перехода сигнализирует об ухудшении социально-экономической ситуации.
Хроническая бедность относится к тем беднякам, которые бедны, потому что не могут вырваться из капкана бедности, или же вынужденной миграции, проблем, связанных с финансами, здоровьем и пр. Данная группа составляет основу анализа бедности и создает немало препятствий на пути развития и политики сокращения бедности. Особенно, в случае передачи по наследству от одного поколения другому в бедных семьях и домохозяйствах больших размеров (Сирагельдин 2002). К сожалению, официальные данные о бедности не отражают в себе вышеупомянутых различий.
Стратегию сокращения бедности в исламской модели экономики можно выразить следующим образом: стратегия эффективного роста с встроенным механизмом обеспечения равных возможностей. Данная стратегия построена на исламской этике, которая продвигает принцип совмещения экономического роста с социальной справедливостью.
Для Ислама как этической системы важным является факт соответствия политических решений принципам и правилам исламской морали. Таким образом, исламская стратегия сокращения бедности основывается на 4 аксиомах: единство, равновесие, свободная воля и ответственность (Сирагельдин 2002). Единство подразумевает вертикальную структуру системы ценностей, согласно которой каждый индивид рассматривается как неразрывная часть целого и обладает определенной свободой действий. Равновесие является горизонтальной составляющей единства, дающей достаточно свободы для определения деталей политики. Индивиды также обладают свободой выбора в рамках закона, которые, однако, могут меняться со временем. Ответственность является добровольной, но от каждого индивида ожидается, что он будет сдержан и внимателен ради общественного блага.
Эти вместе взятые четыре аксиомы ведут к универсальной этической системе, которая подразумевает политику, несведущую к зависимости, ограничивает возможности диктата одной малой группы над широкими массами, увеличивает взаимную ответственность.
Согласно исламской экономической доктрине экономический рост является необходимым, но недостаточным условием для сокращения бедности. Игбал (2002) помимо роста выделяет следующие составляющие развития: обеспеченность, возможности и распределение. Экономическая обеспеченность - физические и финансовые ресурсы, открытые для общества, которые воздействуют на динамику роста. Точно также, возможности - типа рабочих мест, кредита, инфраструктуры и масштаб формирования человеческого капитала - определяют темпы и степень экономического роста.
Хотя значительная роль экономического роста в сокращении бедности подтверждается эмпирическими данными (Всемирный банк 2005), качество роста не менее важно. Прежде всего, это относится к распределению доходов. Исследование ситуации в развивающихся странах четырех регионов мира: 6 арабских стран Ближнего Востока; страны, расположенные к югу от Сахары; Латинской Америки; и Азии показало, что для арабских стран, несмотря на относительно высокий экономический рост (3,3%), уровень бедности уменьшился на 1,3% в основном в связи с ростом неравенства (4,4%). Практически тоже самое произошло в странах Южной Сахары и Латинской Америки, с той разницей, что здесь экономически рост был не высок, а неравенство значительно. При этом, в азиатской выборке стран (Китай, Индия, Малайзия, Пакистан, Филиппины, Шри-Ланка) наблюдалось значительное сокращение бедности. Рост уровня неравенства компенсировался эффектом от высокого экономического роста (Али и Эльбадави 1999). Таким образом, экономический рост без соответствующих структурных реформ (верховенство закона, эффективное управление, качественное образование) ведет к падению роста, распространению бедности и разрушению прогрессивных этических систем; а значит, политика сокращения бедности должна рассматриваться в динамичном контексте взаимодействий между перспективами роста и прогрессивными ценностями (Сирагельдин 2002).
В 50х и 60х годах прошлого века, рост ВВП считался лучшей стратегией сокращения бедности, так как если растет размер «пирога», то его порции, причитающиеся различным слоям населения тоже вырастут (Игбал 2002). Реальность оказалась иной. В результате, в 70х годах стало больше уделяться внимание прямому обеспечению продовольственных, медицинских и образовательных нужд малоимущих слоев населения со стороны государства (там же). Однако время показало, что данная стратегия неустойчива в долгосрочной перспективе и оказывает чрезмерное давления на государственный бюджет. Таким образом, в 90-х годах данная стратегия была пересмотрена экономистами и политиками как развитых, так и развивающихся стран, которые стали переходить к более интенсивному типу развития инвестируя больше в человеческий капитал (Всемирный банк 2005).
Опыт развивающихся стран показывает, что значительного сокращения бедности смогли достичь те страны, которые имели устойчивый рост и темпы развития (например, Малайзия, Корея и Сингапур, где бедность сократилась до отметки менее 15% уже к 2000 году. (Сирагельдин 2002).
Как нам известно, в Коране утверждается тот факт, что все ресурсы Вселенной были созданы для человечества (45:13). Ислам также поощряет эффективное использование этих ресурсов с пользой для общества (57:27). Все это дает повод считать, что экономический рост и развитие являются целью исламской экономики. Однако мы не должны забывать, что в фокусе любой осуществляемой политики развития в рамках исламской экономической системы и ее моделей является человек. Ислам учитывает все аспекты экономического развития, но в рамках развития человека, что сдвигает упор с количественных на качественные показатели (Игбал 2002).
Однако стратегия, основанная на инвестиции в развитие человеческого потенциала и обеспечения социальной справедливости достаточно сложна в осуществлении, особенно в среднесрочной перспективе. Прямая поддержка бедных за счет средств государственного бюджета приводит к конфликту интересов между ними и зажиточными слоями населения. Плохое управление и коррупция также усугубляют эту проблему. В Докладе о мировом развитии 2000-2001 была выдвинута следующая трехсторонняя стратегия: увеличение возможностей, децентрализация и усиление безопасности.
Обеспечение материальных возможностей (рабочие места, кредит, инфраструктура) – наиболее важный элемент данной стратегии сокращения бедности. Следует не забывать, что обеспечение рыночных возможностей и оказание социальных услуг очень часто напрямую зависят от соответствующих государственных и общественных институтов. Поэтому, эти институты должны быть внимательны и ответственны по отношению к малоимущим слоям населения. Сильные и ответственные институты важны те только с точки зрения качества государственной политики и социальных услуг, но и для всего процесса развития.
Другой особенностью является тот факт, что в современной научной литературе (в том числе и исламских экономистов) о развитии и сокращении бедности не уделялось достаточное внимание демографическим факторам. Однако, при соответствующем управлении рост населения и прочие демографические факторы могут превратится в ведущую силу, двигающую экономический рост. Демография важна в силу ряда причин. Во-первых, демографические изменения формируют перспективы развития в силу своих последствий и в то же время находятся под влиянием процессов и результатов развития. Во-вторых, демографические изменения обладают сильным внешним эффектом, который имеет последствия внутри и между поколениями, что в свою очередь, влияет на размер и плотность бедности. В-третьих, нынешнее демографическое состояние в развивающихся странах создает возможности для более успешной борьбы с бедностью.
Спад в рождаемости таит в себе потенциал, так называемое «демографическое окно возможностей» для развития влияя на возрастную структуру, рабочую силу, демографическую и трудовую мобильность (Сирагельдин 2002). В мусульманских странах открылось «демографическое окно возможностей» (там же). В этот переходный с точки зрения демографии период, доля трудоспособного населения относительно велика, а доля населения пенсионного возраста находится на сравнительно низком уровне. Это означает уменьшение бюджетного бремени, связанного с пенсиями и прочими выплатами и льготами. Агрегированная скорость оборота предложения рабочей силы усиливается благодаря высокому росту трудоспособного населения.
Однако, данный потенциал сможет реализоваться только в случае адресации сбережений государственного бюджета, которые должны вырасти в связи с демографическими изменениями в возрастной структуре, в инвестиции в человеческий капитал, проведения реформ и пр. Для использования этих возможностей необходимо скорейшее принятие и проведение соответствующей социально-экономической политики. Сюда помимо традиционного планирования семьи должно быть включено превращение молодежи в продуктивную рабочую силу через формирование человеческого капитала (образование, здравоохранение, инфраструктура), создание для них рабочих мест, обеспечение предпринимателей финансовыми средствами и создание безопасной среды для их дальнейшего процветания.
Ромер (1999) отмечает равные возможности заработка самой важной стратегией политики сокращения бедности. Это означает уравнивание возможностей для получения заработка среди населения с тем, чтобы в духе Ролза (1971) компенсировать тех, кто изначально находится в неравном положении. Однако, как отмечает Сирагельдин, такого рода политические меры требуют политической воли, соответствующей политической обстановки, приверженности в долгосрочной перспективе и наличия вспомогательной этической системы, чего очень часто не хватает (2002, с. 35).
В целом стратегии сокращения бедности включают в себя два типа конфликтов: 1) между интересами малоимущих и зажиточных слоев населения; 2) между ролью государственного сектора и рынка. Ислам позволяет сократить бедность и интеграцию в обществе одновременно. Поэтому вышеуказанные конфликты не присущи исламской экономике (Чудхури 1993, Игбал 2002, Сирагельдин 2002). В данной модели экономики минимизируются отрицательные эффекты, влияющие на мотивацию индивидуумов, которые связаны с перераспределением доходов. Дающий будучи верующим человеком, получает удовлетворение от того, что он делится своими доходами с другими членами общества и совершает богоугодное дело.
Ислам также устанавливает баланс между ролью государственного сектора и рынка. В исламской модели экономики используется «институциональный подход», которые позволяет добиться поставленных дистрибутативных целей (Игбал 2002). Рынок, как один из институтов, также играет значительную роль. Другими институтами являются закят, отмена ссудного процента, отношения собственности и наследования согласно Исламу, авгаф (неправительственные благотворительные организации) и пр. (там же, Чудхури 1993).
В отношении распределения доходов и ресурсов следует отметить три момента:
1. Обеспечение удовлетворения основных нужд всего населения.
2. Справедливость (но не равенство) личных доходов.
3. Сокращение радикального неравенства в доходах и ресурсах.
Большинство исламских экономистов рассматривают политику сокращения бедности путем справедливого распределения в контексте отмены ссудного процента. Избавление от ссудного процента должно будет привести к перераспределительному эффекту в пользу проигравших и страдающих от бедности масс, однако, на практике этого не произошло в тех странах, где 20 лет назад были попытки «исламизации» экономики. В целом, все эти проблемы связаны в той или иной степени с человеческим фактором и институциональной структурой.
Как же добиться перераспределительного эффекта? Таг эль Дин в связи с этим отмечает две основные функции любой стратегии перераспределения – исправительная и превентивная (Таг эль Дин 2002). Исправительная функция заключается в нерыночной аллокации ресурсов с целью достижения поставленных целей социального развития, где рыночный механизм не в состоянии сделать это самостоятельно. Таг эль Дин вводит термин «перераспределительное жертвоприношение», когда государство заставляет общество пожертвовать доходами и имуществом через налоги и прочие платежи. В случае общественного сектора (ирфаг) «перераспределительное жертвоприношение», является добровольным и становится частью общественного поведения. Превентивная функция реализуется посредством мер по регулированию рынка и монетарного регулирования. В первом случае, обеспечивается конкурентная среда и защита потребителей от монополизации. Во втором, обеспечивается преобладание общественных интересов над частными в денежно-кредитной системе (там же).
С точки зрения исламской экономической доктрины эффективность любой стратегии перераспределения в долгосрочной перспективе зависит больше от неутилитарного поведения в виде «перераспределительного жертвоприношения» нежели от правительственных мер. Учитывая важность обоих направлений, тем не менее, хотелось бы обратить внимание на коллапс моделей радикальной социалистической системы, а также ныне не совсем эффективное функционирование и растущую неконкурентоспособность модели «государства благосостояния» в последнее время. Процессы глобализации также ослабили влияние правительств на рынок, как в развитых, так и развивающихся странах (Стиглитц 2004).
Исламская концепция перераспределения основывается на неутилитарном поведении, связанном с соответствующей формой собственности общественного сектора (ирфаг). Институт ирфаг существовал еще во времена Пророка Мухаммада (с) и продолжил свое развитие в дальнейшем в форме реализации социального обеспечения, который состоит из вакфов (благотворительных организаций) и прочих механизмов добровольных пожертвований. Общественный сектор подобного рода (с религиозной базой) существовал и в немусульманских странах (Таг эль Дин 2002). Как отмечает Беккер (1996), благотворительность может служить формой общественного страхования, альтернативной рыночному страхованию и социальным трансфертным платежам. Именно распространение последних и привело к уменьшению общественной роли благотворительности.
Тем не менее, в последнее время на Западе можно заметить рост роли филантропии и концепции социальной ответственности бизнеса, что находится в полном соответствии с концепцией перераспределения в любой исламской экономической модели. Основываясь на проведенные исследования Таг эль Дин утверждает, что даже там, где упор делается на рост материальной продуктивности, более высокие темпы роста достигаются путем внедрения специальных программ развития человеческих ресурсов, которые попутно продвигают нормы технической продуктивности и этические нормы справедливого распределения (Таг эль Дин 2002).
Следует также отметить, что при всей социальной направленности исламской экономической модели, она отвергает чрезмерный патернализм со стороны государства (Игбал 2002). Индивидуумы в нормальный условиях должны сами заботиться о себе своими усилиями. Если по каким-либо причинам это становится невозможным, обязательство заботы ложится на близких родственников, соседей и общество в целом (там же.). Государство как общественный институт должно позаботиться о том, чтобы человек получил какую-либо помощь в любом случае и напрямую вмешивается в самом крайнем случае.
Поэтому государство само должно быть свободно от негативных элементов. В то время как родители, система образования и общество создают базу для предприимчивого и независимого мышления, только лишь прозрачность в системе государственного управления, верховенство закона и прочие демократические институты создают условия для формирования и реализации индивидуумов как граждан своей страны и конкурентоспособной рабочей силы (Сирагельдин 2002).
В последнее время стал разрабатываться и институциональный подход к сокращению бедности. Чизакча (2002) отмечает, что многие основные социальные услуги типа здравоохранение, образование, муниципальные и коммунальные услуги и т.д., исторически никогда не осуществлялись за счет государственных средств. Это было возможным не через перераспределительное налогообложение, как на Западе, а путем добровольных пожертвование и местных инициатив. Таким образом, институт вакфа был основным институтом борьбы с бедностью в исламском мире. Более того, именно на Западе данный институциональный подход переживает свое второе рождение в виде бурного развития неправительственного (некоммерческого) сектора (Игбал 2002). Наиболее наглядным примером является Германия, где используется принцип субсидиарности, то есть, решение местных социальных проблем, и оказание социальных услуг делегировано неправительственному сектору (Чизакча 2002). Данный подход, когда налицо отсутствие дупликации мер и наличие разделение труда между государственным и неправительственным сектором, достоин внимания и применения в странах с переходной экономикой.
Потенциал институтов закята и вакфа в деле искоренения бедности зависит от ряда факторов. Естественно рост объема финансовых средств этих институтов увеличивает и их способность охватить как можно больше бедных. Более того, рост благосостояния населения увеличивает количество налогооблагаемой базы и потенциал для благотворительной деятельности. В свою очередь, развитие и расширение этих институтов будет зависеть от ряда операционных и организационных факторов (Ахмед 2004). Здесь, нам следует также оговориться по поводу закята и прочих исламских налогов. В силу светского устройства Азербайджанской Республики, данные налоги (прежде всего, закят и хумс) должны будут носить добровольный характер и поэтому будут включены в источник средств для вакфов. При этом привлечение благотворительных пожертвований в виде мусульманских налогов, требует повышения эффективности сбора и распределения этих денежных средств. Это создаст доверие и их желание платить соответствующим организациям.
Как было уже показано, данные средства могут быть направлены на предоставление различных общественных благ, увеличения благосостояния работоспособных людей путем обеспечения их человеческим, физическим и финансовым капиталом, и оказания прямой материальной помощи неработоспособным слоям населения.
Одной из причин малого количества вакфов в мире заключается в том, что они ассоциируются с землей и недвижимостью, стоимость которых в наши дни очень высока. Это ограничивает круг потенциальных доноров. Таким образом, необходимо отходить от традиционных форм к денежным вакфам, схожим с филантропическими гуманитарными фондами на Западе. Структура НПО с попечительским советом, контролирующим операции фонда и нанимающим профессионального менеджера являются оптимальной организационной структурой для вакфов (Ахмед 2004).
Тем не менее, не стоит, и переоценивать значение вакфов в сокращении бедности и ожидать замены государственного вмешательства в социально-экономические процессы. На нынешнем этапе развития, нереально и нежелательно полное делегирование оказания коммунальных, образовательных, медицинских и прочих социальных услуг неправительственному сектору (особенно, в странах в переходной экономикой). Неправительственный сектор должен играть вспомогательную и комплементарную роль.
В принципе, НПО могут применять два подхода при использовании накопленных финансовых средств. Согласно первому подходу, корни бедности в том, что бедные дезорганизованы и находятся в ловушке экономических, социальных и политических отношений. Посему, единственным долгосрочным решением проблемы бедности будет оказание помощи бедным в борьбе с существующим незавидным статусом через увеличение осведомленности и образование.
Второй подход более материалистичен. Согласно ему, бедным нужно больше чем просто сознательность и информированность; им нужна материальная помощь, которая поможет увеличить доходы. Кредит является ключевым элементом данного подхода. Он призван помочь беднякам вырваться из долговой зависимости и инвестировать в свою собственную занятость, приносящую доход (МакГрегор 1994). Однако исследования показывают, что формальный банковский сектор мало добивается успеха в выходе на бедняков (особенно в сельской местности) из-за высоких операционных издержек (Хассан и Алямгир 2002). В связи с этим, учет основных принципов исламской экономики позволяет нам предположить, что создание институтов микро-кредитования и кредитных союзов в духе Ислама, можно считать наиболее реальным исламским подходом.
Одним из проявлений участия исламских НПО в сокращении бедности является широкое оказание услуг по микро-финансированию бедных в Бангладеш. В отличие от традиционных организаций по микро-кредитованию, исламские НПО не выдают денежных кредитов, а применяют концепцию бай муаджал – продажа производственных активов с отсрочкой платежа и маржой около 12% (там же).
Согласно исламской доктрине, государство и общество вместе держат ответственность в борьбе с бедностью. Экономическая философия Ислама требует сокращения бедности, в первую очередь, путем обеспечения базовых человеческих нужд, а также через уменьшение разницы в доходах между малоимущими и зажиточными слоями населения, использование существующих ресурсов ради благосостояние людей.
Исламские НПО должны постараться использовать в своих целях мечети и привлечь духовенство и верующих для более активной гражданской позиции. Духовенству требуется переориентация с тем, чтобы адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня. И поэтому, кардинальное реформирование статуса и структуры Духовного управления мусульман Кавказа, его взаимоотношения с прочими исламскими организациями и соответствующими государственными органами, просвещение и омоложение состава духовных лиц стоит на повестке дня.
Литература
Всемирный банк, «Доклад о мировом развитии 2000-2001», Программа развития ООН, Нью-Йорк 2001
Международный Валютный Фонд, «Перспективы развития мировой экономики 2005. Институциональное строительство». Сентябрь 2005 http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2005/02/rus/weo0905r.pdf
Ahmed H. “Role of Zakah and Awgaf in Poverty Alleviation” Occasional Paper No. 8 Islamic Development Bank. Jeddah, Saudi Arabia 2004
Ali A. and I.Elbadawi. “Poverty in the Arab World: The Role of Inequity and Growth” in Population and Development Challenges in the Middle East and North Africa: Towards the 21st Century. 1999
Becker, G “Accounting for Tastes” Cambridge, Massachussetts, London: Harvard University Press 1996
Choudhury, M. (1994) «The Muslim Republics of the Commonwealth of Independent States: Their Political Economy under Communism, Capitalism and Islam», International Journal of Social Economics, Vol. 21 Nos. 5/6 1994. MCB University Press
Çizakça M. “Latest Developments in the Western Non-Profit Sector and the Implications for Islamic Awgaf” in Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation Leicester UK 2002
Hassan M.K. and Dewan A.H.Alamgir “Microfinancial Services and Poverty Alleviation in Bangladesh: A Comparative Analysis of Secular and Islamic NGOs” in Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation Leicester UK 2002
McGregor J. “The Growing Gap between the Banking System and the Poor in Rural Bangladesh: Problems of Financial Liberalization and the Rise of NGOs” Ocassional Paper No. 3, Centre for Development Studies, University of Bath 1994
Rawls J. “A Theory of Justice” Beknap Press of Harvard University, Cambridge Massachusetts 1971
Rein M. “Problems in the Definition and Measurement of Poverty” in The Concept of Poverty. London: Heinmann Educational Books 1970
Romer J.E. “”Equality of Opportunity”, A Note prepared for the Stiglitz Summer Research Workshop on Poverty, WDR on Poverty and Development 2000/01, Washington, D.C.: World Bank 1999
Sen A. “Poverty and Famines: An Essay on Entitlements and Deprivation” Clarendon Press, Oxford
Sirageldin I. “The Elimination of Poverty: Challenges and Islamic Strategies” in Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation Leicester UK 2002
Stiqlitz C.E. “Qloballaşma və onun doğurduğu narazılıqlar” İqtisadi İslahatlar Mərkəzi və Xəzri-Ekspress, Bakı 2004
Tag el Din S. “The Elimination of Riba: A Measure Truly Dedicated to Poverty Alleviation” in Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation Leicester UK 2002
Igbal M. “Introduction” to Islamic Economic Institutions and Elimination of Poverty. The Islamic Foundation Leicester UK 2002
Доклад о всемирном развитии 2000-2001, Программа развития ООН
İslam iqtisadi modeli və yoxsulluğun azaldılması problemi
F.Əliyev
XÜLASƏ
Bu məqlədə islam iqtisadi modelinin yoxsulluğun azaldılması probleminə yanaşması, prinsipləri və mexanizmləri tədqiq və müzakirə olunur. Məqalədə həmçinin də yoxsulluğun müəyyən edilməsi və ölçülməsi problemlərindən bəhs edilir. Nəticədə isə Azərbaycanda yoxsulluğun azaldılması istiqamətində islam iqtisadi modeli nöqteyi-nəzərindən tövsiyələr verilir.
Islamic Economic Model and Problem of Poverty Reduction
F.Aliyev
Thursday, September 6, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment