От «сотрясания воздуха» к обдуманным действиям
15:4314/ 08/ 2007
Фуад Алиев
БАКУ, 14 августа – «Новости-Азербайджан». В последние годы трудно не заметить, как мы, наступая на одни и те же грабли, зачастую проигрываем в информационной войне с Арменией, в частности, и ведем недостаточно эффективную политику «продвижения» и создания положительного имиджа Азербайджана в мире, в целом. То, что имидж дело важное в информационную эру, уже стало аксиомой. От имиджа зависит приток инвестиций, туристов, престиж и вес страны на мировой арене. Ну а то, что Азербайджан, находящийся в состоянии войны, на информационном поле играет не лучше, чем на футбольном, тоже очевидно. В результате появляются проармянские законопроекты в парламентах других стран, статьи в энциклопедиях, телепередачи, публикации, книги и фильмы, и растущая военная помощь со стороны США (на государственном уровне), великолепные отношения мусульманских и тюркских стран с Арменией, неосведомленность людей по всему миру о карабахском конфликте и многое другое.
Рассмотрим несколько аспектов нынешней информационной политики и государственного маркетинга Азербайджана с фокусом на карабахском конфликте. Во-первых, не ясно, почему мы, заявляя о том, что хотим мирного решения конфликта и готовы принять армян Карабаха как полноценных граждан страны, в то же время ведем неприкрытую антиармянскую истерию на глазах у мирового сообщества, которому наши соседи напоминают о том, что мы «не можем жить вместе». Если же Азербайджан готов начать войну, то эту пропаганду можно и нужно понять. Народ надо поднять, объединить против общего врага. Хотя и здесь есть вопросы насчет используемых методов. В частности, даже во время Великой Отечественной Войны советская пропагандистская машина проводила не антинемецкую, а антифашистскую политику.
Мы не должны уподобляться нашим соседям, этим мы только льем воду на мельницу противника, хотя могли бы использовать его шовинизм против него самого. Чего только стоит идеология дашнаков и высказывания Кочаряна о том, что наши нации генетически несовместимы. Продуманно используя этот ляпсус, можно было нанести пару нокдаунов противнику. Но мы стали соревноваться с армянами, если и не в шовинизме, то в имитировании подобных настроений в обществе.
Вместо этого я бы предложил следующие меры:
Президент страны готовит письмо-обращение к армянам Карабаха, в котором говорит о том, как развивается Азербайджан, о том, что население Карабаха стало жертвой политических интриг и игр политиканов, натравивших друг против друга армян и азербайджанцев Карабаха, исторически живших вместе, и оказалось вне выгод экономического развития остальной части страны. Затем упоминаются несколько исторически известных армян Карабаха, которые в то же время ничего не имели против азербайджанцев. Также отмечается, что Азербайджан готов принять армян Карабаха и спасти их от сепаратистского режима, что в случае возвращения Карабаха Азербайджану, в эту область будут направлены многомиллионные инвестиции и помощь, как со стороны правительства, так и мирового сообщества. Президенту, как представляется, стоит отметить, что он является гарантом прав всех граждан, в том числе и армян Карабаха, которые должны интегрироваться в Азербайджан. Не плохо бы изобличить Кочаряна, отметив, что наш президент, в отличие от армянского, не считает теорию о несовместимости армян и азербайджанцев правильной, и верит в то, что вместе мы сумеем построить наше светлое будущее. Все это необходимо перевести на армянский и другие языки, передать по линии всех мировых информационных агентств, организовывать «круглые столы» в посольствах, и раскручивать этот шаг, грамотно подняв шум на весь мир.
Не мешало бы также запустить передачи на радио и ТВ каналы на армянском языке и транслировать их на оккупированные территории (как Радио Свобода в советское время) и вести пропаганду среди армянского населения. Понятно, что не стоит ожидать приступа любви армян к Азербайджану, но посылать необходимую нам информацию целевым группам нужно. Информация иногда сильнее установок «Град».
К сожалению, антиармянская истерия попадает в книжки и брошюры, тексты выступлений наших соотечественников, рассчитанных на иностранцев. Это вообще убийственно. Нужно избегать «крепких» выражений, сравнивать армян с кровопийцами и зверьем. Лучше делать упор на то, что было сделано, а не кем. Ибо это и так понятно. Меньше эмоций, больше апеллирования к универсальным ценностям, правам человека, несправедливости, дискриминации и нарушению международного права. Надо понять, что во многих странах есть армянские общины, у нашей целевой аудитории есть армянские друзья, родственники, соседи и пр. Поэтому, начав с того, что «армяне – звери», мы сразу отталкиваем от себя граждан государств, которые не обязаны ненавидеть армян. Представьте, что к нам приехал палестинец, жертва израильской оккупации, который в порыве эмоций начинает ругать евреев. Нам, у которых есть друзья, соседи и родственники евреи, от которых мы ничего плохого не видели, это слышать как-то неудобно и не способствует восприятию того, что наш собеседник пытается донести. Волею Аллаха, я имел возможность побывать во многих странах, и даже немного пожить на Западе, и то, что я сейчас пишу, основано на собственном опыте и наблюдениях. Культурно, без негативных эмоций (направленных против кого-то) доводя до сведения иностранцев правду о карабахском конфликте и вообще нашей стране, можно добиться намного больше. Например, делая проазербайджанские (но не антиармянские) презентации перед аудиторией, где были американские армяне, я добился того, что последние подходили ко мне и благодарили, говоря, что узнали много нового. Необходимо постоянно думать о потенциальном потребителе продукта (в данном случае, соответствующей информации), а как гласит закон эффективного маркетинга: «Предложи потребителю ценность и получи ценность взамен».
Необходимо выдавать стипендии исследователям, заинтересованным в истории, культуре, экономике и политике Азербайджана из-за рубежа за счет, например, средств Нефтяного фонда, во всех странах, где есть наши дипломатические представительства. При этом мы можем задавать приоритеты исследований, ибо являемся оплачивающей стороной. Пусть приезжают, знакомятся со страной, изучают язык, работают в архивах и т.д. На основе этих исследований появится множество статей, монографий, книг и пр. про нашу страну, и в частности, про карабахский конфликт и историю региона. Даже одна проазербайджанская книга, написанная серьезным исследователем-неазербайджанцем, намного эффективнее сотни книг, написанных нами, ибо априори считается более объективной. И нам будет на кого ссылаться, обращаясь к зарубежной публике. Именно так и делают армяне: приглашают, кормят, поят, а потом мы слышим об очередной проармянской книге, фильме и т.д. Я сам в библиотеках и книжных магазинах стран Европы, США и т.д. видел столько проармянских книг, написанных людьми, этнически ничего общего с Арменией не имеющими.
Необходимо также организовывать перевод книг по истории и культуре страны, произведения классиков, книги о природе карабахского конфликта и пр. за рубежом посредством выдачи грантов. Примером для подражания являются Посольство США или Культурный Центр при Посольстве ИРИ, которые активно вовлечены в дело перевода и публикаций книг. К сожалению, сейчас «проармянский» «Карабахский дневник» Э.Фатуллаева благодаря недальновидности ура-патриотов намного более известен, чем «Карабахский дневник» Роберта Арагонова, армянина, в своей книге полностью поддерживающего азербайджанскую позицию.
Это лишь некоторые из комплекса мероприятий, которые нужно планомерно проводить в жизнь, чтобы добиться победы в информационной войне. Понятно, что в этом деле большая роль принадлежит дипломатическим представительствам страны, уровень многих сотрудников которых не позволяет надеяться на успешное проведение в жизнь соответствующих мероприятий, и диаспорам на местах, которые часто больше заняты междоусобными разборками. Уровень знаний о маркетинге, менеджменте и планировании вообще находится на очень низком уровне. В информационную эру это самоубийство.
Поэтому, подходить к проблеме надо системно и все детали, начиная со стадии планирования и заканчивая контролем, должны быть учтены. Я думаю, многие специалисты в области маркетинга, управления проектами, стратегического планирования и пр., гражданское общество и бизнес-сектор будут рады помочь в этом деле. Но первый ход должно сделать правительство, при этом не превращая очередное благое начинание в новую «кормушку» для чиновников, любящих поживится за счет госбюджета, и бездумных ура-патриотов, стремящихся сделать себе рекламу. Тогда уж лучше и не начинать.
Thursday, September 6, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment